Максимов Демид Павлович
Максимов Демид Павлович (08.11.1933, дер. Сареево Ядринского р-на, Чувашской АССР – 05.02. 2007, г. Златоуст Челябинской области).
Живописец, график, скульптор, монументалист, прикладник. Член ВТОО «Союз художников России» (1993). Лауреат городской премии в области изобразительного искусства им. И. Бушуева.
Окончил Горьковское художественное училище в 1962 году. Учился у Г.П. Мироновой, М.Д. Лисенкова, Н.А. Камшилова.
Демид Павлович был талантливым многогранным художником, скромным и обаятельным человеком. Как и у большинства художников-профессионалов, увлечение изобразительным искусством началось с детских лет. С детства любил рисовать, в школе оформлял стенгазеты, наглядные пособия, кабинеты. Но путь в искусство был непростым и нелегким. Воспоминания о счастливых детских годах отразились в работах Демида Павловича трогательными детскими образами («Звездочка» (гуашь), «Мое детство» (акварель), «Пастушок» (шамот). Мальчик много времени проводил на конном племенном заводе, где отец работал старшим конюхом. Пас лошадей. Ему не было и 8 лет, когда началась война. Он рано осиротел: один за другим умирают родители, бабушка. В 13 лет он остался совсем один. На плечи мальчишки легли совсем не детские заботы: работал трактористом, лесорубом, шахтером, рулевым в Волжском пароходстве.
Его художественное дарование раскрылось во время службы в армии. Он окончательно утвердился в своем решении стать художником. Служил в городе Сарове (б. Арзамас-16). Исполнял обязанности художника-инструктора по оформлению наглядной агитации дивизии. И в это же время работал в декорационном цехе в Саровском драматическом театре. Писал афиши, плакаты, декорации. После окончания службы по рекомендации администрации Саровского театра был принят в Горьковский (н. Нижегородский) драмтеатр художником-исполнителем. Параллельно учился в художественной школе при Горьковском художественном училище, куда и поступил в 1957 году. Дополнительно брал уроки у скульптора, занимался в анатомическом музее при медицинской академии.
В 1962 году он окончил художественное училище. С женой и дочерью приехали в Златоуст. Один год работал в театре, затем перешел в Златоустовские творческо-производственные мастерские Челябинского отделения Художественного фонда РСФСР (н. творческие мастерские ЗОСХР). Художники Златоустовских мастерских совмещали творческо-производственную и творческую деятельность.
Монументально-декоративное искусство, живопись, графика, скульптура малых форм, декоративно-прикладное искусство – это виды искусства в которых работал Демид Павлович. В живописи любимой техникой была акварель, в графике – карандаш, в декоративно-прикладном искусстве – чеканка.
Работал Демид Павлович в разных жанрах, но ведущим в его творчестве стал пейзаж. 1970-е годы – время подъема искусства графики. Ведущим становится рисунок. Художники все чаще обращаются к пейзажному жанру, изображая деревни, небольшие старинные городки, с их тихими уютными улочками. Увлекшись карандашным рисунком, Демид Павлович создает серию рисунков городских улочек Златоуста. В этот период окончательно формируется круг его излюбленных мотивов в виде внешне скромных пейзажных уголков с маленькими домиками, заборами, затерявшимися среди высоких деревьев и густых зарослей кустов. Выполненные резким, несколько грубоватым штрихом карандаша, энергично строящим объемы, его рисунки привлекают какой-то необыкновенной притягательной силой, внутренней энергией. В этой технике выполнены портреты коллег-художников Ф. Низаметдинова, А. Прибытова и другие.
В акварельных этюдах художнику удавалось запечатлеть сиюминутное состояние постоянно меняющейся природы. Их отличает эмоциональность, свежесть и острота восприятия увиденного. Кажется, они написаны на одном дыхании. Многие из них стали самостоятельными художественными произведениями.
Жанровые картины посвящены воспоминаниям о тяжелом военном времени, о тяготах и лишениях, выпавших на долю женщин и детей: «Проводы», «Ждущие» (холст, масло, ЗГКМ). Эта тема отражена и проектах памятников погибшим и репрессированным.
В скульптуре малых форм художник обращается к «вечным» темам человечества: любовь, сострадание, прощение. Скульптурные композиции «Утро» (ЗГКМ), «Пастушок» (ДШИ №1), «Поэт», «Воронята» и др., выполненные в шамоте пронизаны светлым чувством радости, душевного тепла, легкой улыбки. Фактура, цвет поверхности и атрибуты дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.
В 1983 году Демид Павлович работал на творческой даче «Челюскинская» (заезд акварелистов). Поездка на творческую дачу была весьма плодотворной для художника. Выполненные там работы экспонировались на Третьей всероссийской выставке акварели и рисунка (Ленинград, 1983). Сохранилось большое количество живописных этюдов и графических листов этого периода с изображением подмосковного Черкизово, с его мостиками, уютными улочками, храмами и церквями. В городских архитектурных пейзажах Подмосковья художнику удалось передать своеобразие города, его эмоциональный настрой.
В 1960-1980-е годы художники Златоустовских мастерских принимали активное участие в преобразовании городской среды, выполняя монументальные работы в разных материалах. Было много заказов от предприятий, учреждений города, магазинов, учебных и спортивных заведений на оформление интерьеров. Демид Павлович увлекся чеканкой по металлу и в совершенстве овладел этим видом декоративно-прикладного искусства. Также он выполнял скульптурные работы, росписи и др. Он принимал участие в оформлении спорткомплекса «Металлург», ДК з-да им. В.И. Ленина (н. ДК ПО «Булат») — панно «Народные танцы»; техникума им. П.П. Аносова — 8 панно «Златоустовские мастера», металлургического колледжа, швейной фабрики, дегустационного зала ликероводочного завода. В 1980—90-е годы создал несколько панно для интерьеров главпочтамта (рельеф «Златоуст», шамот), книготорга (рельеф «Первопечатник Иван Федоров», шамот), часового завода («Самовары», латунь, чеканка), библиотеки «Дом друзей» (роспись «Познание», темпера), ДШИ №1 (16 декоративных скульптур на тему «Искусство»), театра «Омнибус» (декоративные скульптуры на тему «Театр», решетки и светильники). Для скульптуры малых форм, выполненной в шамоте для ДШИ №1 и драмтеатра, характерны символика, стилизация, импровизация, аллегория. По образному и пластическому решению они напоминают изобразительный ребус, разгадать который помогают определенные детали-атрибуты театрального и изобразительного искусства.
Демид Павлович принимал участие в создании экспозиций краеведческих музеев Златоуста (фриз «Первостроители Златоуста», совместно с В.П. Жариковым), Сатки, музея ПО «Булат». Выполнил 8 панно для Челябинского железнодорожного техникума.
Работы Демида Павловича Максимова хранятся в собраниях Златоустовского и Саткинского краеведческих музеев, художественном фонде РФ (Москва, панно «Набат», чеканка).
Участие в выставках
- С 1963 года – участник городских и областных художественных выставок.
- II-я зональная «Урал социалистический», Пермь, 1967.
- III-я зональная «Урал социалистический». Челябинск, 1969.
- Всесоюзная «Всегда начеку». Москва, 1972.
- IV-я зональная «Урал социалистический». Уфа, 1974.
- Всесоюзная «60 героических лет». Москва,1978.
- V-я зональная «Урал социалистический». Тюмень, 1979.
- III- я всероссийская выставка акварели и рисунка. Ленинград, 1983.
- VII-я региональная «Урал». Курган, 1991.
- VIII-я зональная «Урал». Уфа, 1997.
- Республиканская «Имени Твоему». Москва, 2000.
- IX - я региональная «Урал». Екатеринбург, 2003.
- Художники – родному городу. К 250-летию Златоуста. Челябинск, 2004.
- «Корифеи». Выставка произведений Златоустовских художников Азеева Ю.П., Жарикова В.П., Зозули В.И., Максимова Д.П., Сафина Р.А. Златоуст. Выставочный зал «Тургеневский». 2017.
Персональные выставки
- Златоуст. Выставочный зал (1973, 1983-1984).
- Златоуст ВДЦ, 2004.
В. Гарус
Список литературы
- Каталоги выставок.
- Демид Максимов, Владимир Зозуля: каталог/авт. ст. В.З. Жарикова. – Златоуст, 1973. – 12 с: ил.
- 30 лет Златоустовской художественной мастерской: каталог / авт. ст. - сост. В.З. Жарикова. – Златоуст, 1976. – 40с: ил.
- Жарикова, В.З. Пора зрелости / В.З. Жарикова //Златоустовский рабочий. –1976. – 24 января. – С. 2.
- Жарикова, В.З. Чеканный профиль дня /В.З. Жарикова // Златоустовский рабочий – 1983. – 17 ноября. – С. 4.
-Демид Максимов. 250-летию города: каталог/авт. ст. Е. Лапко. – Златоуст, 2004. – 6 с: ил.
- Гарус, В.С. Художники Златоуста: справочное издание /В.С. Гарус, А.В. Козлов. – Златоуст: ООО «ФотоМир» – 2010. – 104 с.
- Воспоминания Г.И. Максимовой (жены художника).
Работы художника
Новости
- Итоги радуют
- С открытия межрегиональной выставки
- Обзор межрегиональной художественной выставки "Большой Урал XIII"
- Осенний марафон
- Новый вернисаж
- Подводим итоги прошедшего года
- Буклет Художники - городу
- Татьяна Поветкина. Альбом
- Выставка портрета
- "Чувство цвета". Персональная выставка Татьяны Поветкиной.
- «Весенний пряный ветер»
- Выставки художников Златоустовского отделения ВТОО «Союз художников России» за 2021 год
- Выставки художников Златоустовского отделения ВТОО "Союз художников России"
- Златоустовскому отделению Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" - 25 лет
- Каталог произведений художников ЗОСХР на межрегиональной выставке "Большой Урал-XII"
- Художники Златоустовского отделения ВТОО "Союз художников России" на межрегиональной выставке "Большой Урал-XII"
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВТОО «СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ»!
Видео презентации. Выставочный зал ДШИ №1
- Выставка "Зеркало души", Поветкина
- МАГИЯ ЦВЕТА
- Весенний Пряный Ветер
- Тайна Вечного Узора. Авторская выставка Григория Мануша
- "Признание в любви". Выставка графики Николая Гаруса
- "Природы чудное созданье". Выставка Татьяны Поветкиной
- МБУДО ДШИ №1
- "Радуга в руках". Выставка семейной мастерской. Галина Куликова, Анна Чернышова, Михаил Шадрин
- "Книга жизни". Фотовыставка Александра Заева
- "Книга жизни". Александр Заев
- "Дыхание времени". Лоскутный проект Людмилы Кочура
- "Все начинается с любви". Живопись, графика. Выставка Николая Гаруса
- "Все начинается с любви". Выставка живописи Николая Гаруса